b_160_0_16777215_00_images_salsa_miami_low.jpgНа сегодняшний день в сальсе существует четыре признанных танцевальных стиля: кубинская сальса — касино (casino), лос-анжелесский стиль, нью-йоркский стиль и так называемый “фристайл”. Особняком стоит руэда — способ танцевать касино “коллективно”. Конечно, время не стоит на месте, появляются новые движения, новые вариации.

Salsa Casino (Сальса Касино)

Стиль основан на традиционной кубинской музыке и танцах сон и гуарача. Базовый шаг начинается на сильную долю музыки, на счет 1. Геометрический рисунок танца - круговой, центром круга, как правило, является партнер, вокруг которого вращается партнерша. Характерной особенностью кубинского стиля являются узлы (сложные фигуры руками) и финты (обманные движения руками).

Руки партнера и партнерши очень редко разрываются, поэтому в касино почти отсутствует armstyling (женские движения руками). Очень много музыкальной импровизации. Во многих странах, танцуя касино, используют так называемый теп (короткий и легкий удар носком или пяткой ноги по полу) на счет 4 и 8. На сегодняшний день в результате развития кубинской музыки и смешения ее с различными музыкальными направлениями (хип-хопом, реггетоном, ча-ча-ча, румбой) возникло новое музыкальное направление тимба, для которого характерно множество музыкальных инструментов с ведущими партиями и очень быстрый темп с частой сменой ритма. Соответственно и современный танцевальный стиль касино активно использует элементы других танцев: реггетона, румбы, ча-ча-ча, мамбо.

В Майами также стал очень популярный Майами стиль - это смесь кубинской сальсы и элементов и фигур стиля Лос Анджелес, который танцуется по кругу как и сальса касино.

(Источник: Powell Reinaldo).

Rueda de Casino (Руэда де Касино)

В конце 1950-х годов на Кубе был очень популярный танец, который танцевали везде, это было, буквально, повальное помешательство и увлечение. Его танцевали на улицах, в клубах, дома с друзьями. Танец назывался — “Касино Руэда” (Casino Rueda или Rueda de casino, или просто — Rueda).

Rueda означает “колесо”. Casino имеет отношение к разным видам поворотов и фигурам, которые Вы можете увидеть в обычном парном танцевании Сальсы.

Во время Руэды главное — внимательно слушать, тогда вы услышите фразы, подобные “dame una” (дай одну — give me one), “dame dos con vuelta” (дай мне две с поворотом — give me two with a turn), “exhibela” (покажи её — show her off)… Список можно продолжать до бесконечности.

Rueda de Casino — это народный танец в стиле Сальсы (Salsa). Если Вы любите танцевать Сальсу, тогда представьте себе, что будете делать это не с одним человеком, а с большой и весёлой группой. Представьте… Вы идете в свой любимый ночной клуб, звучит заводная музыка, танцует много пар, которые потом собираются в круг. Вы должны знать шаги, названия фигур и сигналы, тогда всё будет легко, танец доставит наслаждение и единение с другими.

Танец Rueda de Casino первоначально исполнялся в 1950-х годах на Кубе в закрытых клубах, называвшихся “casinos deportivos”, и в чём-то был схож с Ча-ча-ча. Такие закрытые клубы проводили танцевальные вечеринки с живыми оркестрами, где танцоры собирались и создавали новые стили, придумывали новые фигуры. Именно в таких клубах был рождён стиль “La Rueda”.

К сожалению, режим Кастро душил многие культурные события и начинания, вынуждая их уходить в подполье, так случилось и с танцем руэда. Но, несмотря на это, руэда (Rueda de Casino) опять появилась в домах людей, на улице, в клубах и на вечеринках. В начале 90-х годов этот танец впервые представили в Майами, и он быстро стал популярен в США.

Руэда — это искусство общения, которое требует от танцоров быть быстрыми и в состоянии “боеготовности”. Лидер выкрикивает название фигуры, направляя танцующих к коротким комбинациям из шагов, поворотов, и к последующей смене партнёров. Уже насчитали около 150 движений и фигур, имеющих свои собственные названия, многие из них содержат юмор и двойной смысл. Многие фигуры идут с сигналом рукой или жестом, которые необходимы в больших кругах и в ночных клубах, где громко играет музыка. Каждый танцующий внимательно следит за Лидером. Когда попадаешь в ритм руэды, включаешься в танец — это опьяняет и захватывает.

Сама форма руэды — смена партнеров в кругу — имеет колониальное происхождение, вероятно, возникшая из танца “mezcla”, который был смесью французских придворных танцев (привезённых на Кубу гаитянами) и местных афро-кубинских танцевальных движений. С кубинской эмиграцией в США (особенно большой приток пришёлся на Майями), кубинская культура, музыка и танцы расцвели и в Америке. Здесь, наряду с мамбо, ча-ча-ча и сальсой, опять возродилась руэда. Потом руэда пришла в Лос-Анджелес и в Сан-Франциско. Танцевальная группа из Лос-Анджелеса во главе с Томасом Монтеро (Tomas Montero) испольнила руэду в прошлом году на Карнавале-параде в Сан-Франциско!
(Источник: http://mamboclub.narod.ru/).

Salsa LA (Сальса ЛА — стиль Лос-Анжелес)

Salsa NY (Сальса НЙ — стиль Нью-Йорк)

Нью-Йорк и Л.А. стили тесно связаны между собой. И тот и другой стили базируются на основном шаге мамбо и танцуются линейно.

Стиль сальса Нью-Йорк называют танцем на “2?, хотя многие ньюйоркцы танцуют на “1. Существуют два варианта шага мамбо в этом стиле. Первый — современное мамбо (так называемый стиль Эдди Торреса), и стиль “Палладиум” (по названию знаменитого клуба в Нью-Йорке — “Храма Мамбо” — прим. переводчика). Стиль Эдди Торреса отличается плавным, ровным ритмом движений тела с шагом без переноса веса на “4 и на “8. Стиль “Палладиум” более похож на мамбо пятидесятых, где такой шаг без переноса веса приходится на “5 и на “1. В отличие от современного стиля он более “рваный”, синкопированный, его интерпретации исполнителями зависят от положения ног на счет “4 и “8. Стиль Нью-Йорк, как никакой другой, позволяет широко интерпретировать технику основного шага, и здесь я привела самое примитивное толкование.

Стиль сальса Л.А. основан на современном шаге мамбо, но исполняется с брейком на “1. И Нью-Йорк и Л.А. стили включают одни и те же комбинации, которые составляют невероятно богатый репертуар. Их различают лишь тонкие стилистические особенности. Например, если вы смотрите из окна на группу танцоров, исполняющих как Нью-Йорк, так и Л.А., но не слышите музыки и не можете определить, кто на какой счет танцует, вы все равно заметите разницу. Исполнители сальсы Нью-Йорк более сдержаны, элегантны, этот танец позволяет тоньше интерпретировать музыку, дамы в этом танце стремятся раскрыть свою чувственность, чтобы через нее выразить сложность танца. В отличие от тонкой нюансировки исполнителей Нью-Йорка, танцоры Л.А. захватывают ваше внимание невероятным взрывным характером движений, сложными комбинациями и трюками. Здесь танцоры стремятся выразить жесткость и резкость, и при этом жизнерадостность. Партнеры пытаются расцветить базовую технику разнообразными “украшениями”…

Другой компонент сальсы, который, кажется, обязателен для танцора, практикующего Нью-Йорк или Л.А. — это “шайнс” (Shines) (вариации, не основанные на основном шаге и часто исполняемые сольно — прим. переводчика). Если коротко, то шайнс — это то, что позволяет отвлечься от роли ведущий/ведомый и делать что-то свое, и хотя шайнс дают свободу интерпретации обоим партнерам, стремление к гармонии согласованности должно сохраняться. Шайнс не свойственны для кубинской сальсы и сальсы Майами. И хотя родоначальниками шайнс стали танцоры Нью-Йорка, наибольшее развитие эти элементы получили в стиле Л.А., где шанс приобрели некоторые черты хип-хопа и джазового танца. Такие эклектичные тенденции оставляют танцорам сальсы большой простор для творчества.

(Источник: Nicole DaSilva)